Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т. Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых. Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции.

Вербализация концепта движение на материале английского языка - файл .

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.

Одно время (еще в Фидо) модно было поминать к месту и не к месту" культуру совести" и"культуру стыда", как разные способы.

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами.

Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог. Вся наша история заполнена подвигами людей, не мирившихся с клановыми обычаями и поведением выламывавшихся из них. Этот тип культуры как раз и доминирует на эпической стадии развития многих этносов. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что гомеровские герои испытывают как страх перед общественной оценкой, так и трепет перед богами. Японцы же считают движущей силой морали терзания души, проистекающие из чувства стыда.

Как пишет Бенедикт,"им стыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд - основа нравственности, говорят они.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм.

Именно с их помощью (ну, и страха, конечно) удается так удачно кажется, это как раз называлось"культура вины" и"культура стыда". Еще про это.

Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Культурная идентичность современного школьника. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. Стержневые особенности культур У.

Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях. Следует учитывать, что в разных культурах человек может идентифицировать себя с различными группами, например, в одних культурах он наиболее тесно связан с нуклеарной семьей, в других — с племенем, в третьих — наиболее значимой является группа соседей, в четвертых — элитарный"клуб, в пятых — компания друзей. Но высококонтекстные культуры могут существенным образом различаться по проявленности эмоций в речи.

Хотя согласно теории эволюции Ч.

- открытая библиотека учебной информации

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

Исследуя ранимость и страхи связанные с отношениями, Брене Браун считает стыд эпидемией нашей культуры - мы все стыдимся своих недостатков.

Символика названия прочитывается довольно легко: Итак, книга построена на оппозиции развитой эстетической способности и воинского искусства, сочетающемуся с исключительной способностью к самоотвержению, да и с изрядной долей жестокости. Вспоминалась бы романтическая, хотя и несколько мрачноватая слава боевых искусств. Так работает ассоциативная память. Однако из всего эстетизма в книге только и есть, что упоминание о традиции любования цветением сакуры и поднятом на небывалый уровень разведении хризантем, да непродолжительное обсуждение дзэнских принципов искусства меча.

Почему наши ожидания настолько не совпадают с текстом? Такова ситуация, в которой на сцену выходит культурная антропология, полагающая, что именно ее методы и способ видения проблемы наиболее адекватны к подобных случаях. Итак, это вовсе не академическое исследование. Если соотносить с известными нам формами исследовательской деятельности, то это отчет по гранту. Прежде всего нужно было решить конкретную вполне практическую и чрезвычайно насущную задачу.

Возможно, этим объясняется, что в книге нет многого из того, что мы ожидаем от исследований о культуре народа: Но для обоснования подобной позиции необходимо сказать несколько слов о становлении культурной антропологии как научной дисциплины и о тех событиях, которые предшествовали появлению книги Рут Бенедикт. Со второй половины 19 в.

Часть третья ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Культура страха: зачем государство и СМИ манипулируют нашими .. Почему мы не обязаны испытывать стыд и как с ним бороться.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч.

В главе"Нравственная дилемма" Р. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других. Но"в системе социальной регуляции, основанной на стыде, человек не испытает облегчения от исповеди". Более того, человеку в таком обществе очень трудно дается признание в совершении неблаговидного поступка.

Тема: Культурная вариативность регуляторов социального поведения

Долой му-му, Каштанку и ослика ИА. Например, при резко-негативном сознании может возникнуть депрессия. Депрессия - это серьезное заболевание, не нужно путать депрессию с плохим настроением. Очень важно выявить причину пессимизма, так как эта причина может указать на более глубокие проблемы. Негативное сознание - это симптом.

Не путать с: Виновность. Вина , чу вство вины , угрызе ния со вести — отрицательно Вина возникает из-за мук совести человека, а стыд — из-за публичного Тревога и страх могут непосредственно переходить в чувство вины. и регулятивные механизмы культуры //Социальная психология личности.

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Стефаненко Т. Этнопсихология

Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег?

Но защитникам старого порядка невдомек, как слаба культура стыда, как . У него нет страха, зависти, потребности в одобрении окружающих, он ни к.

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур. Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться.

Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры.

Возникновение и развитие этнопсихологии

Регулятивная функция культуры Во второй половине века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Мы не случайно сделали оговорку о разной мере регуляции поведения культурой: Кроме того, как совершенно справедливо отмечает Ю.

По этому критерию выделяются культура стыда, культура вины и культура страха. Культурами стыда называют те культуры, в которых в ходе.

Вы, конечно же, слышали про Культуру Стыда и Культуру Вины. Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец яркий представитель Культуры Вины. А почему японец не будет шарить по курткам своих узкоглазых коллег? Потому что его могут за этим делом застукать, и ему станет очень стыдно.

Потому что для представителя Культуры Стыда самое главное в жизни — мнение окружающих. Вот у нас в России какая культура? Культура Вины или Культура Стыда? Что главное для нашего человека хорошо выглядеть в собственных глазах или хорошо выглядеть в глазах окружающих? Единого мнения на этот счёт, насколько мне известно, нет. Как правило, интеллигенты говорят уклончиво, дескать, мы одновременно испытываем и Вину и Стыд. Ну, как обезьянка в том анекдоте про умных и красивых зверей.

Педофилия. Сорванные дамбы социального страха под давлением непреодолимого влечения

    Жизнь вне страха не только возможна, а полностью доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни тут!